ЯЗЫК – это средство общения и познания мира!

Очевидное утверждение, скажете Вы и будете правы. Изучение языка не может быть самоцелью. Только представьте себе такой разговор с мамой малыша:

«Зачем Вы со своим ребенком разговариваете по-русски?»

«Как зачем? В школе пригодится!»

Смешно звучит, не правда ли?

Мы все это понимаем, когда говорим про свой родной язык, но почему-то абсолютно забываем, когда речь заходит про изучение иностранных языков.

Вот тут-то многие и начинают придумывать что-то абсолютно нереальное: рассказывать детям, не говорящим на языке, про грамматические правила, переводить и побуждать заучивать каждое слово, ругать за ошибки и злиться, когда дети «двух слов связать не могут», всячески создавать и культивировать «языковой барьер». Чаще всего такая жестокая и безрезультативная «битва» заканчивается вынесением приговора: «У Вашего ребенка (или у Вас) нет способности к языкам!»

Как же так? Ведь все мы прекрасно говорим на своем родном языке (одном из богатейших и сложнейших, кстати говоря), читаем художественную литературу, смотрим фильмы и свободно общаемся!

В чем же проблема? Все очень просто: иностранный язык мы можем изучить только тем же путем, что и свой родной, а именно путем естественного погружения. Что это значит?

Беспереводная методика обучения

Во-первых: мы полностью отказываемся от переводов и вообще от русского языка на занятиях.

Между словами двух языков не существует взаимного однозначного соответствия! Попробуйте дословно перевести самую простую английскую фразу, с которой начинают свое знакомство с языком дети в школах: HOW OLD ARE YOU? «Как старый есть ты?» Полная ерунда…

Очень простой пример, скажете Вы. Да, простой. Но чем сложнее слова и фразы, тем глубже и несоизмеримей расхождения!

Чтобы говорить на языке — нужно мыслить на языке, утверждаем мы! А для этого нужно в прямом смысле слова ПОГРУЖАТЬСЯ в него, постоянно слушая и слыша.

Как этого добиться?

На уроках наши педагоги с первого знакомства разговаривают с учениками на английском языке, используя при этом все его лексическое и грамматическое богатство. Мы категорически ПРОТИВ обеднения речи! Ну и что, что дети не знают, что такое present perfect continuous. Так ведь и говоря с детьми по-русски, Вы не задаетесь вопросом, в курсе ли Ваш ребенок, что есть прошедшее, настоящее и будущее время, а также склонения, падежи и т.д. и т.п.

Дома наши ученики слушают аудиозаписи, сделанные носителями языка и вслед за ними проговаривают все, что слышат. Все  тоже самое делаю дети, изучая родной язык – слышат речь и постепенно начинают повторять отдельные слова, фразы, все больше и больше присваивая их себе.

Привыкая слышать быструю красивую, грамотную и богатую речь, ученики, сами того не замечая, начинают красиво и грамотно разговаривать, еще до того, как они узнают про существование времен и другие грамматические хитрости.

Здесь самое время вспомнить про то, что язык, это не самоцель, а прежде всего средство общения и познания.

Поэтому второй важный момент — чтобы научить языку, нужно максимально отвлечь от него! Наши ученики на уроках познают окружающий мир, общаются на интересные темы, играют, обмениваются мнениями, учатся анализировать и доказывать свою точку зрения. А как же грамматика, часто спрашивают нас!

Грамматика

Хотим задать встречный вопрос: можете ли Вы представить себе язык без грамматики? Вы сказали MY NAME IS … Поздравляем! Вы уже использовали сложную грамматическую структуру, сами того не подозревая!

Язык без грамматики существовать не может! Разговаривая, читая, делая записи, мы все больше и больше погружаемся в грамматику. Если студент не говорит на языке и не читает, не чувствует язык, то абсолютно бессмысленно пытаться загружать его терминами и правилами. Необходимо сначала познакомить его со структурой языка, научить чувствовать и интуитивно выводить закономерности.  Вы когда-нибудь встречали 6-ти летнего ребенка, который сказал бы по-русски « Я хотеть пошел на горка?»

Вряд ли, а ведь 6-ти летний ребенок еще не знает ни одного грамматического правила! Удивительно, не правда ли? Как же он этому научился? Да просто постоянно слыша речь и повторяя, он сам вывел закономерность, он САМ вывел грамматическое правило согласования времен и падежей! И ведь самое обидное, что никого он этим не удивит, никто его за это не похвалит и не назовет ГЕНИЕМ.

Конечно же, мы расскажем своим ученикам про все тонкости и хитрости английской грамматики, но только тогда, когда они будут уверенно говорить на языке, понимать обращенную к ним речь и уверенно читать. И сделаем мы это, не переходя на русский!